Итоги открытого круглого стола «Семейная психотерапия психических расстройств детей и подростков в классическом Миланском подходе»

23 декабря на онлайн-площадке Департамента развития семейного консультирования и парной психотерапии состоялся круглый стол, посвящённый теории и практике Миланской школы в работе с тяжелыми психическими расстройствами у детей и подростков.


В открытом мероприятии приняли дистанционное участие более 80-ти человек.

Благодарим модератора круглого стола Дениса Владимировича Тетюцких, спикеров - Елену Валерьевну Змановскую и Татьяну Леонидовну Харабурову за многогранность и глубину освещения темы, а также участников - за интерес и активное участие.


На круглом столе были затронуты следующие вопросы:

1. В чём уникальность Миланской школы и каков её вклад в семейную психотерапию?

2. Благодаря чему возможна психологическая работа с тяжёлыми психическими расстройствами без медикаментов или в дополнение к ним?

3. Что делать терапевту для сохранения терапевтической нейтральности, если он работает с семьёй один, без команды и без ко-терапевта?

4. Каков механизм действия инвариантных (неотменяемых) парадоксальных предписаний?

5. Какие риски и ограничения отмечаются у миланского подхода?


Итоги обсуждения, интересные идеи и выводы:

1. Уникальность миланской школы — в системной и бригадной работе с тяжёлыми случаями.

Миланская школа сформировалась как направление, ориентированное на работу с анорексией, шизофренией и другими тяжелыми расстройствами, рассматривая их не изолированно, а как часть семейной системы, как способ удержания семейного гомеостаза. Её оригинальной технической особенностью стала командная (бригадная) форма работы из четырех терапевтов, обеспечивающая возможность сохранения терапевтической нейтральности, проверку системных гипотез и работу с сопротивлением.


2. Психотерапия может быть альтернативой или дополнением медикаментозному лечению.

В рамках миланского подхода накоплены многочисленные клинические данные, демонстрирующие эффективность системной семейной психотерапии в работе с тяжёлыми психическими расстройствами, в том числе без прямой опоры на медикаменты.


3. Даже при работе одного терапевта принцип бригадности сохраняется.

Семейная терапия по своей сути является многосубъектной. В ситуации трудных случаев и серьезных симптомов работа одного специалиста опирается на системное мышление, супервизии и профессиональное взаимодействие с другими специалистами.


4. Парадоксальные предписания меняют структуру семейных отношений.

Неотменяемые предписания направлены на восстановление близости/сплоченности супружеской диады и снижение вовлечённости ребёнка в родительский конфликт, что приводит к изменению семейной системы в целом и ослаблению симптома в частности.


5. Основной риск — изоляция терапевта при работе с тяжёлыми случаями

Попытка работать с системным сопротивлением в одиночку, отказ от командной поддержки и профессионального сообщества повышают риск неэффективности терапии и усиления симптомов.


Цитаты наших спикеров:

«Для начала нужно нарисовать генограмму и задавать триадические вопросы. А дальше семейный терапевт похож на Шерлока Холмса, который ищет различия. Когда бабушка нахмурилась вдруг, а все смеялись - что это значит? Замечая противоречия (парадоксы) в коммуникации семьи, мы понимаем, что приближаемся к открытию циркулярного события».

Татьяна Леонидовна Харабурова


«Системная терапия начинается там, где мы перестаём лечить симптом и начинаем видеть отношения».

Татьяна Леонидовна Харабурова


«Преодолеть семейное сопротивление терапевту в одиночку невозможно, поскольку его поддерживает каждый член семьи своей ролью, скрытой выгодой и лояльностью семейной системе».

Елена Валерьевна Змановская


«Мы используем парадоксы и парадоксальные интерпретации для «раскачивания» шаблонов и преодоления семейного сопротивления».

Елена Валерьевна Змановская


«Работа с тяжёлыми, опасными для жизни симптомами невозможна без опоры на поддержку коллег и профессиональное сообщество».

Елена Валерьевна Змановская