Профилактика эмоциональных и психосоматических нарушений у беременных женщин с конфликтным опытом детско-родительских отношений
Авторы:
Софья Александровна Владимирова
Елена Валерьевна Змановская
В статье на основе существующих научных подходов раскрываются психологические факторы нормального и нарушенного протекания беременности в контексте материнской (гестационной) доминанты. Анализируются признаки оптимальной и несбалансированной гестационной доминанты. Приводятся результаты психодиагностического исследования взаимосвязей между самочувствием женщины во время беременности и ее отношением к ребенку с субъективным отношением к собственным родителям. На основе полученных эмпирических данных обосновываются рекомендации по профилактике психосоматических и эмоциональных нарушений беременных женщин с амбивалентно-конфликтным и негативным образом собственных родителей.
Ключевые слова: нормальное протекание беременности, психологические и психосоматические нарушения беременности, психологическая готовность к родам, материнская доминанта, оптимальный вариант гестационной доминанты, объектные отношения, субъективный образ родителей, конфликтно-амбивалентные отношения, профилактика нарушений беременности.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена негативными медицинскими, психологическими и социальными последствиями патологии беременности. По мнению ряда исследователей [6, 10], рост патологии беременности и перинатального развития ребенка связан с недооценкой психосоциальных факторов и доминированием сугубо медицинского подхода [6, 10].
В рамках современных исследований беременность и внутриутробное формирование ребенка рассматриваются в качестве уникального биопсихосоциального феномена [2, 4, 6, 7, 8, 9]. Для обозначения особого состояния, управляющего физиологическими и нервно-психическими процессами беременной женщины, был предложен специальный термин «материнская доминанта» [1, 4]. Материнскую доминанту последовательно составляют: гестационная (относящаяся к беременности), родовая, лактационная доминанты, каждая из которых включает психосоматический, физиологический и психологический компоненты.
Современные исследования свидетельствуют о том, что сформированность гестационной доминанты является важным условием готовности к родам и рождения здорового ребенка. Оптимальный вариант гестационной доминанты проявляется у женщин в комплексе характеристик, включая: запланированную и желательную беременность; ответственное отношение к своему состоянию; адекватную реакцию на возникающие трудности; отсутствие страхов; уверенность в материнской компетентности; установку на грудное вскармливание и др. [4]. При неблагоприятных вариантах имеют место противоположные характеристики в сочетании с тревожно-депрессивными компонентами.
Беременность рассматривается как нормативный кризис, в ходе которого происходят закономерные личностные изменения. К новообразованиям данного периода относятся: изменения эмоционального статуса женщины, ценностно-смысловая перестройка, принятие новой социальной роли, формирование системы отношений «мать – дитя», реорганизация супружеских отношений и др. Ключевым новообразованием данного периода следует признать образ будущего ребенка и отношение матери к нему [7, 9].
На современном этапе развития психологической науки считается доказанным психоаналитический тезис о тесной связи между последующим психическим здоровьем ребенка и характером его ранних эмоциональных отношений с родителями, прежде всего – с матерью [3, 5, 7]. Одновременно с этим эмпирические исследования данной закономерности применительно к беременным женщинам недостаточно освещены в научной литературе. Вопрос о характере взаимосвязи между эмоциональным и психосоматическим статусом и опытом отношений беременной женщины с собственными родителями остается открытым.
Целью исследования явилась разработка рекомендаций по профилактике эмоциональных и психосоматических нарушений у беременных женщин с конфликтно-негативным опытом собственных детско-родитель-ских отношений.
Исследование проводилось в 2014–2016 гг. на базе ФГБУН «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта». В качестве респондентов выступили беременные женщины в количестве 60 человек в возрасте от 25 до 39 лет (средний возраст – 30,6). Выборка носила случайный характер и не включала женщин из групп социального риска или с серьезной патологией беременности. Женщины участвовали в исследовании на основаниях добровольного согласия и консультативного наблюдения в НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта. Социальный портрет группы: 45 % женщин имели высшее образование; 70 % – не работали на момент исследования в связи с беременностью; 75 % – состояли в зарегистрированном браке.
Материалы и методы
Психодиагностический комплекс включал следующие методы и методики: изучение медицинской документации, анкету общих данных, структурированное интервью, методику субъективной оценки значимых отношений Е.В. Змановской, разработанную на основе семантического дифференциала Ч. Осгуда [5], анкету «Взрослые о родителях» (разработанную в ходе исследования на основе опросника Шафера), тест «Отношения беременной» И.В. Добрякова [4], шкалу количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины» В.В. Абрамченко, Т.А. Немчина [1], тест «Я и мой ребёнок» в модификации Г.Г. Филипповой [9].
Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием комплекса общепринятых методов и валидных методик, а также применением методов математической статистики для исследования небольшой группы.
По результатам применения «Методики субъективной оценки значимых отношений» общая выборка женщин была разделена на две группы по типу субъективного (частично неосознаваемого) переживания их собственных детско-родительских отношений. Количественные показатели, полученные по методике значимых отношений, сопоставлялись с результатами стандартизированного интервью и анкетой «Взрослые о родителях». В результате были образованы две подгруппы женщин: с амбивалентно-конфликтным и с положительным отношением к собственным родителям.
В 1-ю группу вошли 22 женщины (37 %) с конфликтно-негативным (амбивалентным) опытом переживания собственных отношений с родителями (набравшие меньшие баллы, чем нормативная оценка матери и отца по данной методике). Для беременных женщин с конфликтным типом детско-родительских отношений оказались характерны: склонность к противоречивым оценкам одного родителя или полярным оценкам обоих родителей (например, к идеализации матери при обесценивании отца); трудности описания родителей и идентификации чувств к ним; сочетание выраженных положительных и отрицательных чувств; наличие непроработанных негативных воспоминаний; непережитые обиды; нежелание походить на своих родителей и т. д.
Во 2-ю группу были включены 38 (63 %) женщин с положительным опытом переживания детско-родительских отношений (набравшие большие баллы, чем средняя нормативная оценка матери и отца). Для них были типичны: осознанность отношений, объективные непротиворечивые оценки родителей, желание походить на своих родителей; преобладание положительных оценок на фоне принятия недостатков родителей; совпадение вербальных оценок и невербальных реакций.
Однозначно негативно-агрессивное отношение респондентов к собственным родителям выявлено не было, что, вероятно, связывается с нормативностью выборки и с тем, что на сознательном уровне практически все женщины оценивали семьи своих родителей как «обычные и формально благополучные». При этом в исследовании изучались не реальные отношения женщины с родителями (которые в том числе могли отсутствовать), а именно субъективные эмоционально-окрашенные переживания ее детско-родительских отношений.
По результатам клинического интервью и на основе изучения медицинской документации были получены медицинские данные о состоянии здоровья беременных женщин. У женщин 1-й группы (с напряженными отношениями с родителями) во время беременности диагностировались следующие нарушения: гестозы, преимущественно в форме отеков и повышения артериального давления (32 %); угроза прерывания беременности во II и III триместрах (33 %), анемия (18 %), гестационный сахарный диабет (8 %), гипотиреоз (5 %). У большинства женщин 2-й группы (с положительным опытом детско-родительских отношений) беременность протекала без серьезных осложнений, в то же время были выявлены небольшие нарушения в форме анемии (5 %) и токсикоза первой половины беременности (18 %).
Результаты и их обсуждение
Качественно-количественная характеристика отношений с родителями в двух группах беременных женщин представлена в таблицах 1 и 2.
Данные, приведенные в таб. 1, свидетельствуют о том, что амбивалентно-конфликтные отношения с отцом складываются преимущественно за счет усиления веса таких характеристик, как его «непоследовательность» и «критика». Напротив, женщины, имеющие положительный опыт детско-родительских отношений, достоверно чаще оценивали отца как проявляющего большую заинтересованность и меньшую автономность.
Отношения к матери различаются по следующим направлениям: в группе с позитивным образом матери достоверно выше оцениваются «Позитивный интерес» и «Директивность» и достоверно ниже – ее «Непоследовательность» (см. таб. 2). Следовательно, респонденты, имеющие положительный опыт детско-родительских отношений, чаще оценивают мать как принимающую, но требовательную, а респонденты с конфликтными отношениями воспринимают мать преимущественно как незаинтересованную и непоследовательную.
Далее выделенные группы сравнивались между собой по результатам заполнения четырех психодиагностических методик, в результате чего были получены данные об особенностях переживания беременности у женщин с разным опытом переживания детско-родительских отношений.
Для определения типа гестационной доминанты (переживания беременности) был использован тест отношения беременной [4] (см. таб. 3).
Анализируя полученные результаты, можно говорить о том, что в группе женщин с позитивным отношением к родителям преобладает оптимальный тип гестационной доминанты, при этом ни одна из респондентов данной группы не сделала свой выбор в пользу депрессивного типа, тревожный тип диагностировался редко. В группе респондентов, имеющих амбивалентный опыт детско-родительских отношений, также встречается оптимальный тип, но достоверно реже. Одновременно с этим в данной группе выявлены случаи крайне неблагоприятного – депрессивного типа.
Для оценки психоэмоционального и соматического состояния беременных женщин использовалась шкала количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины [1] (см. таб. 4).
Статистически значимые различия получены по трем показателям самочувствия: «Нервно-психическое состояние», «Соматическое здоровье» и «Отношение к ребёнку» (см. таб. 4). Следовательно, женщины с конфликтными детско-родительскими отношениями испытывают достоверно большее напряжение и беспокойство по поводу здоровья, протекания родов, своих отношений с будущим ребенком.
Корреляционный анализ позволил выявить следующие значимые взаимосвязи в группе женщин с амбивалентным образом родителей:
– показатель «Соматическое здоровье» положительно коррелирует на уровне (значимости 0,05) со всеми характеристиками образа родителей;
– показатель «Социальное положение» положительно коррелирует (на уровне значимости 0,05) с такими качествами, как родительский авторитет и самооценка;
– показатель «Оптимальный тип переживания» (гестационная доминанта) положительно коррелирует (на уровне значимости 0,05) со следующими показателями детско-родительских отношений: «Родительский авторитет (отец)» (r = 0,532), «Родительские требования (отец)» (r = 0,549), а также отрицательно коррелирует с такими характеристиками, как «Автономность (мать)» (r = –0,525), враждебность (мать) (r = –0,678), «критика (мать)» (r = – 0,701);
– показатель «Депрессивный тип переживания» коррелирует с показателем «Враждебность (отец)» (r = 0,637) на уровне значимости 0,05.
В целом для беременных женщин с амбивалентным опытом переживания детско-родительских отношений актуальным является склонность к поляризованному (необъективному) восприятию собственных родителей, а также взаимоотношений между близкими людьми. В то же время, у испытуемых данной группы наблюдается тенденция к недоверию к себе и окружающим, имеются сложности в осознании потребностей и реальных возможностей их удовлетворения.
У женщин с положительным опытом переживания детско-родительских отношений было выявлено, что показатель «Отношение к ребёнку» отрицательно коррелирует на уровне значимости 0,01 с такими характеристиками детско-родительских отношений самой женщины, как «Автономность (отец)» (r = –0,679), «Враждебность (мать)» (r = –0,592), а также положительно коррелирует с показателями «Позитивный интерес (мать)» (r = 0,607).
Выявленные взаимосвязи свидетельствует о связи между психологическим состоянием беременной женщины (ее самочувствием, психоэмоциональным статусом, отношением к беременности и будущему ребенку) с ее собственным детско-родительским опытом. Наиболее значимыми негативными особенностями, влияющими на самочувствие беременной женщины, выступают переживания: дефицита позитивного интереса (принятия) со стороны матери; низкого авторитета отца; отстраненности отца и (или) матери, враждебности отца и(или) матери.
С целью выявления особенностей переживания материнства беременным женщинам было также предложено нарисовать себя и своего ребёнка (тест «Я и мой ребёнок» [9].
У 81 % женщин из группы с амбивалентным опытом детскородительских отношений выявлено наличие тревоги, неуверенности в себе или конфликтное отношение к беременности. Получены достоверные статистические различия между двумя группами по показателям: «Благоприятная ситуация материнства» (p ≥ 0,01), «Тревога и неуверенность в себе» (p ≥ 0,05) и «Конфликт с беременностью или с ситуацией материнства» (p ≥ 0,01).
В рисунках беременных женщин данной группы были выявлены содержательные особенности, позволяющие судить о наличии конфликта с беременностью и ситуацией материнства: отсутствие на рисунке себя и/или ребенка; замена ребенка и/или себя изображением растения, животного или символом; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); несоразмерность фигур.
В группе женщин, имеющих положительный опыт переживания детско-родительских отношений, большинство обследуемых (68 %) демонстрировали высокий уровень готовности к родам, адекватное представление себя и ребенка, эмоциональное принятие своей роли. В рисунках беременных женщин данной категории были выявлены содержательные индикаторы, позволяющие судить о благоприятной ситуации беременности и материнства.
Полученные данные свидетельствуют о наличии достоверно значимых различий в переживании материнства у беременных женщин с разным опытом детско-родительских отношений. У женщин, имеющих конфликтно-амбивалентный опыт детско-родительских отношений, выявлены повышенная тревога и неуверенность в себе, конфликтное отношение к беременности, размытый образ ребенка и себя в роли родителя. Эти женщины испытывают большее напряжение и беспокойство по поводу своего самочувствия, протекания родов и будущего ребенка. Они объективно чаще и в большей степени выраженности имеют признаки эмоциональных и психосоматических нарушений, чем женщины с положительным опытом детско-родительских отношений.
Можно предположить, что в случае включения в выборку группы женщин из неблагополучно-асоциальных семей (с насилием, зависимым поведением, с криминальными эксцессами) результаты исследования могли бы быть еще более убедительными.
Заключение
Проведенное исследование показало, что существует тесная взаимосвязь между психологическим и психосоматическим состоянием женщины во время беременности и ее субъективным переживанием отношений с собственными родителями. Положительный опыт детско-родительских отношений сочетается с «целостным» образом ребенка и преимущественно гармоничным вариантом гестационной доминанты. Амбивалентно-конфликтное отношение беременной женщины к собственным родителям сопровождается комплексом психосоматических и эмоциональных нарушений: повышенной тревожностью, слабо дифференцированным образом ребенка, амбивалентными эмоциональными переживаниями, повышением риска тревожно-депрессивного типа гестационной доминанты, неготовностью к родам и принятию ребенка.
В рамках психологической работы по профилактике патологии беременности целесообразно проводить диагностику особенностей детско-родительских отношений женщины с применением предложенного комплекса методик, по результатам которой женщины с конфликтно-амбивалентным и негативным образом родителей должны быть отнесены в группу риска в отношении неблагоприятного протекания беременности и родов. На втором, реконструктивно-коррекционном этапе профилактическая работа должна проводиться в форме индивидуального консультирования или системно-динамической семейной психотерапии с целью повышения целостности и позитивности субъективного восприятия собственных родителей.
Литература
1. Абрамченко В.В. Безопасное материнство. – СПб. : ИАГ РАМН им. Д.О. Отта, 1997. – 240 с.
2. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 38–47.
3. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М. : Класс, 2007. – 80 с.
4. Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб. : Питер, 2010. – 272 с.
5. Змановская Е.В. Психология семьи: основы супружеского консультирования и семейной психотерапии: учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 378 с.
6. Коваленко Н.П. Метод психологической подготовки к родам / Материалы Первой Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии «Современные направления психотерапии и их клиническое применении». – М., 1996. – С. 109–110.
7. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. – СПб. : Восточно-европейский Институт психоанализа, 1997. – 195 с.
8. Сидоров П.И., Чумакова Г.Н., Щукина Е.Г. Перинатальная психология: уч. пособие. – СПб. : СпецЛит, 2015. – 143 с.
9. Филиппова Г.Г. Психология Материнства. – М. : Институт психотерапии, 2002. – 240 с.
10. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. – 1994. – № 6. – С. 24–37.